Маткаселькя (станция)


Маткаселькя (фин. Matkaselkä) — узловая железнодорожная станция Октябрьской железной дороги на 295,5 км линии Сортавала — Суоярви и нулевом километре линии Маткаселькя — Вяртсиля.

Общие сведения

Станция территориально расположена в посёлке Маткаселькя Кааламского сельского поселения Сортавальского района Карелии. К станции примыкают два однопутных перегона в нечётном направлении: Маткаселькя — Вяртсиля и Маткаселькя — Янисъярви и один однопутный перегон Маткаселькя — Кааламо в чётном направлении. Также к нечётной горловине примыкает подъездной путь от Горного парка Рускеала.

Станция находится на ручном управлении на линии с полуавтоблокировкой. Работой стрелочных постов станции управляет дежурный по станции, который, в свою очередь, выполняет команды поездного диспетчера. Вокзал и зал ожидания закрыты, билетная касса не работает. Билеты приобретаются в штабном вагоне у начальника поезда.

Реконструкция стрелки на Рускеала. 15.05.2019 г.

С 22 декабря 2018 года по маршруту Санкт-Петербург — Маткаселькя начали курсировать электропоезда «Ласточка». От Санкт-Петербурга до Каменногорска электропоезда следуют своим ходом. Далее, по неэлектрифицированному участку, под управлением тепловоза ТЭП70БС. С 1 июня 2019 года на участке Сортавала — Горный парк Рускеала начал курсировать «Рускеальский экспресс» под управлением паровоза, который заменил «Ласточку» на данном участке.

Со 2 декабря 2019 года по станции запущен пассажирский поезд Москва — Петрозаводск, который следует через Тверь, Санкт-Петербург, Выборг, Сортавалу, Суоярви.

Старая станция Маткаселькя

  • Разобранный боковой путь. Вид в сторону Маткаселькя.

  • Фундамент бывшего вокзала.

  • Разобранный боковой путь. Вид в сторону Вяртсиля.

Участок Сортавала — Вяртсиля — Йоэнсуу был открыт 01 ноября 1894 года. На месте сегодняшней станции Маткаселькя был перегон. Старая станция Маткаселькя находилась в 1700 метрах от оси современной станции по направлению к Вяртсиля, на территории нынешнего посёлка Саханкоски (61°58′48″ с. ш. 30°33′24″ в. д.), на границе муниципалитетов Рускеала (фин. Ruskeala) и Китеэ возле перекрестка дорог, ведущих из Сортавала. Здание вокзала было построено по типовым чертежам станции Оулу (фин. Oulun rautatieasema) и расширялось в течение нескольких лет. Через два года после открытия станции была построена ветка к мраморному карьеру Рускеала.

В первой половине 1918 года после обострения отношений между Россией и Финляндией возникла задача соединить железной дорогой с центральной Финляндией восточные приграничные с СССР земли. Маленькая старая станция Matkaselkä находилась в кривой и имела всего один боковой путь. В итоге понадобилась новая станция, поскольку для линии на Суоярви требовалась более крупная железнодорожная станция, а условия местности старой станции были неблагоприятными. Но основной причиной того, почему старая станция не подходила на роль железнодорожного узла, это то, что с восточной стороны препятствовало достаточно большое озеро Руокоярви. Поэтому было решено построить новую станцию, которая соответствовала бы требованиям узловой станции. Новое здание вокзала, спроектированное по проекту финских архитекторов Ярла Викинга Унгерна (фин. Jarl Viking Ungern) и Гуннара Аспелина (фин. Gunnar Aspelin), было завершено в 1921 году, а в 1938 году оно было заменено оригинальным зданием вокзала станции Наантали (фин. Naantalin rautatieasema), спроектированным Туре Адольфом Хеллстрёмом (фин. Thure Adolf Hellstrom). Это здание было приспособлено под привокзальный ресторан, старая станция была оставлена в качестве грузовой станции (погрузка леса, обслуживание местного кожевенного завода и пр.), а здание вокзала переоборудовано под жилой дом. На картах и схемах старая станция начала именоваться как Matkaselkä (vanha asema) (рус. Маткаселькя (старая станция)). На сегодняшний день (2019 год) от старой станции сохранился фундамент пассажирского здания.

Между старым и новым вокзалами находился железнодорожный узел, который неуклюже располагался непосредственно на границе двух муниципалитетов. Ситуация отчасти облегчилась в 1922 году, когда Китеэ был присоединён к Рускеала (фин. Ruskeala). Посёлок при новой станции стал крупным деловым и поселенческим центром, обслуживающим церковные деревни, как в Рускеала, так и в Китеэ. В планах также было расширить станцию Маткаселькя, построив новую железнодорожную линии от Лахти через Миккели до Маткаселькя.

Станция Маткаселькя осталась в переданном районе после окончания Зимней войны в марте 1940 года, но была возвращена в Войну-Продолжение в июле 1941 года. На месте сгоревших вокзальных и ресторанных зданий, построенных в 1942 году, была построен новый вокзал, который до сих пор находится в эксплуатации, а первое здание вокзала было частично снесено в 1990-х годах.

Новая станция Маткаселькя

  • Новая станция Маткаселькя. 1930-е годы.

  • Новая станция Маткаселькя, 1937 год.

  • Советские члены смешанной комиссии на станции Маткаселькя. 25 марта 1940 года.

  • Временно восстановленный после подрыва русскими при отступлении мост через р. Тохмайоки, 31 июля 1941 год.

  • Второе, временное, здание станции 04 марта 1942 г.

  • Строительство нового здания станции. 04 марта 1942 г.

  • Третий вокзал Маткаселькя. Июнь 1942 г.

  • Третий вокзал Маткаселькя, 2018 год.

Нынешняя станция Matkaselkä, как и весь участок Маткаселькя — Лоймола, была открыта 15 декабря 1920 года. Участок Лоймола — Суоярви был открыт только 1 января 1923 года. А конечный пункт — станция Найстенъярви — 16 октября 1927 года.

Станция Маткаселькя стала важным центром тылового обеспечения как в Зимней войне, так и в Войне-Продолжении.

Пассажирское сообщение

По состоянию на 2019 год по станции проходят поезда: № 350 сообщением Санкт-Петербург — Костомукша — Санкт-Петербург и № 160 сообщением Москва — Петрозаводск — Москва.

До 1994 года по станции Маткаселькя имело место грузо-пассажирское сообщение Сортавала — Маткаселькя — Вяртсиля.