Анафора
Анафора (от др.-греч. ἀναφορά «анафора», букв. «восхождение») — стилистическая фигура, состоящая в повторении языковых элементов: звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф, словосочетаний или предложений). Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, но она встречается иногда и в метрических стихах. Противоположностью анафоры является эпифора.
Литературные примеры
Анафора звуковая
Повторение одних и тех же сочетаний звуков:
Грозой снесённые мосты,
— Пушкин А. С. Медный всадник
Гроба с размытого кладбища
Анафора морфемная
Повторение одних и тех же морфем или частей слов:
Черноглазую девицу,
— Лермонтов М. Ю. Узник
Черногривого коня.
Анафора лексическая
Повторение одних и тех же слов:
Не напрасно дули ветры,
— Есенин С. А. Не напрасно дули ветры
Не напрасно шла гроза.
Анафора синтаксическая
Повторение одних и тех же синтаксических конструкций:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
— Пушкин А. С. Брожу ли я вдоль улиц шумных
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Анафора строфическая
Мама,
— Майя Румянцева. Баллада об отрезанной косе
У тебя такие старые волосы…
Мама,
У тебя совсем молодые глаза.
А в комоде лежит отрезанная молодость —
Длинная и чёрная коса.
Возможны объединения вышеперечисленных типов анафор. Например:
Строфико-синтаксическая анафора
Пока не жаждет пулемёт
— Тихонов Н. С.
Распотрошить людскую гущу,
Живёт и здравствует омёт
Средь мельниц, урожай жующих.
Пока не страждет командарм
Рассечь врага одним ударом,
Амбары полнятся недаром
Полей золотоносным даром.
Пока не скажет вражий гром
Своё вступительное слово,
В полях не может быть иного
Ловца пространств, чем агроном.
Ритмическая анафора
Очень редкий приём — использование ритмической анафоры. В приводимом ниже стихотворении ритмическая анафора заключается в паузировании третьей доли амфибрахической стопы в чётных стихах:
Све|ча наго|рела. Порт|реты в те|ни. /
— Фет А. А.
Си|дишь / при|лежно и | скромно ты.| / /
Ста|рушке зев|нулось. По | окнам ог|ни /
Про|шли / в те | дальние | комнаты.| / /
Ни|как кома|ра не про|гонишь ты | прочь, — /
По|ёт / и к свету всё | просится |. / /
Взгля|нуть ты не | смеешь на | лунную | ночь, /
Ку|да / ду|ша пере|носится…| / /
Анафору можно рассматривать как один из видов слитного предложения. В качестве формы связи частей предложения и целых предложений анафора встречается в старо-германской поэзии и образует особую строфу «анафорический трёхсложник».
Часто анафора соединяется с другой риторической фигурой — градацией, то есть с постепенным повышением эмоционального характера слов в речи, например, в Эдде: «Умирает скот, умирает друг, умирает и сам человек».
Анафора встречается и в прозаической речи. Формы приветствия и прощания чаще всего строятся анафорические (в подражание народному у миннезингеров, трубадуров, также и у поэтов нового времени). Интересно отметить в такой анафоре её историко-культурную подкладку.
Ещё более важным считалось некогда совершенно одинаковое обращение к богам, чтобы не разгневать ни одного из них, или к властителям, заседающим вместе (например, на суде, военном собрании, на званом пиру):
Почтеннейшим, достоуважаемым, высокоучёным и благомудрым господам бургомистрам и ратманам и почтеннейшим, именитым и предусмотрительным господам эльтерманам и старикам вместе со всем бюргерством всех трёх гильдий королевского города Ревеля, моим повелителям и всемилостивейшим государям и добрым друзьям.
— Бальтазар Руссов, «Хроника провинции Ливония»